Что помогает вырастить чемпиона в глубинке?
Казалось бы, чего-то значительного в спорте можно достичь только в больших городах. Тогда как вам такой факт: серебряным призёром всеазиатского чемпионата по кендо 2016 года стала … команда из надеждинского района!
Об этом успехе приморских спортсменов пресса как-то не упоминала. Хотя стоило: в соревнованиях, прошедших в Гонконге, участвовало 50 команд: более 300 бойцов из 20 стран. А честь всей России именно приморцы из глубинки и защищали.- Наши ребята уже имели опыт состязаний на российской и европейской аренах, но борьба с азиатами в их исконном боевом искусстве оказалась намного труднее, — рассказывает Виталий Петров, старший тренер национальной сборной России по кендо. — Согласитесь, это многого стоит, когда позади остались сотни человек и десятки команд, которых ты победил.
С чего всё начиналось?
Конечно, можно говорить, что для нашей страны это молодой вид спорта, всё ещё довольно разрозненно. Да и претендовать ему на олимпийский уровень пока рано. Но ведь просто так достижения и титулы не даются? Болея за хоккейный «Адмирал» или футбольный «Луч», радуясь успехам гребца Ивана Штыля, мы, оказывается, не в курсе побед, которые куются в сёлах и деревнях, вдали от спортивных центров и роскошных ледовых арен.
Сам Виталий Петров числится тренером в детско-юношеской школе «Надежда», а вот дети и подростки занимаются в очень даже неплохом зале, расположенном в отдельно стоящем здании в административном центре района — селе Вольно-Надеждинском. Здесь есть всё необходимое для тренировок, а полки помещения уставлены кубками, завоёванными в многочисленных соревнованиях.
— Клуб — додзю, зал для занятий боевыми искусствами — построил в 1994 году Сергей Степанской, родоначальник кендо в крае, мой родной дядька, на свои средства. Снаряжение купил. До этого он работал в артелях Якутии, Дальнегорска, — рассказывает Виталий Владимирович. — Я принимал в этом непосредственное участие. Спонсоры из местных, спасибо, помогают. Пол недавно постелили новый, очень хороший. Изначально практиковали карате, привлекали людей разных возрастов, делая акцент на подростков. С 1998 года, после знакомства с японскими спортсменами, стали культивировать и кендо.
Очень отдалённо кендо напоминает фехтование. Но, как и в любом другом виде спорта, основа — физподготовка, общее развитие организма. Выдерживают не все, но тем не менее за минувшие годы через поселковую секцию от начала до полного становления прошло больше тысячи человек.
Ежегодно по кендо проходят чемпионаты Европы, уступая раз в три года место мировому первенству. В них участвует и сам тренер, и его воспитанники. Россия пока не блещет многочисленными достижениями на мировой арене, взрослые больших призов пока не брали. А вот юниоры в призёрах побывали: по одному из Санкт-Петербурга и Омска и трое из Владивостока. Что касается спортсменов Вольно-Надеждинска, они два раза становились призёрами Открытого чемпионата Азии в 2012 и 2016 годах, на чемпионатах Европы ребята стабильно входят в десятку сильнейших, есть свой бронзовый призёр континента 2013 года — Денис КИМ, ему 19 лет.
Откуда боевой дух?
Примечательно, что самого молодого представителя российской команды на чемпионате Азии-2016, 15-летнего Андрея Чемериса, Гонконгская федерация кендо удостоила двух наград — за второе место и «За боевой дух». На фоне стран-участниц — Индии. Австралии, Японии, Таиланда, Кореи, Филиппин, Вьетнама, Индонезии и др. — выглядит впечатляюще. На чемпионате России 2015 года он стал чемпионом в категории 11-14 лет, его одноклубник Сергей Серов взял «золото» в категории 15-17 лет… А откуда берётся такой боевой дух у приморских парней?
— Из ста человек выдерживают полный цикл тренировок десять, из десяти чего-то значимого достигнет один, так было всегда, но главное, что они воспитывают здесь в себе сильные духовные качества, дисциплину, — считает Виталий Владимирович. — Основное правило кендо — уважение к старшим, к сверстникам, к младшим, недаром два года назад этот вид спорта стал обязательным для японских школ.
Для наших реалий это вполне актуально. Заниматься в клубе начинают от пяти лет и старше. Дети под постоянным контролем, есть тесный контакт с директорами школ, чуть что случись, тренер немедленно отреагирует. Многие из тех, кто прошёл этот путь, связали свою дальнейшую судьбу с охраной правопорядка. Тоже неплохой результат в пользу общества.
То есть можно работать и там, где, как пишут и показывают СМИ, вроде бы полная безнадёга? А может, всё дело в другом, ведь как часто, бывая в командировках в районах, понимаешь, что здесь совсем другие отношения, чем в суетливых городах? Все на виду, ни плохое, ни хорошее не утаишь. Только в одном случае находятся энтузиасты, и это кардинально меняет ситуацию.
Что важнее?
— Помимо личного энтузиазма нужна ещё и поддержка властей, — считает Виталий Петров. — Чтобы секция развивалась, чтобы тренер мог полностью сосредоточиться на подготовке молодых спортсменов, без помощи государства не обойтись. Каким бы талантом и подвижником тренер ни был, ему еще и жить на что-то надо. Только общими усилиями власти, спонсоров и тренеров можно достичь значительных результатов. Пример тому — самбо, хоккей, другие олимпийские дисциплины, в которых такое сотрудничество привело к прогрессу, к большим победам. Ведь наши ребята выступают за Россию, а её суть — в деревнях, а не в городах. Из деревни пришёл Михаил Ломоносов… Все хотят жить спокойно, устроенно, а откуда нормальная жизнь берёт начало? С улицы, где — или здоровое поколение, дети, подростки, занимающиеся спортом, умеющие уважать и ценить друг друга, старших, свою Родину. Или наркоманы, пьяницы. Или равнодушная, циничная молодёжь, думающая только о карьере и деньгах. Дети должны расти в атмосфере уважения, чести, достоинства, почитания семьи и родной страны, и нужны нормальные спортивные секции, где ребёнок будет занят своим самосовершенствованием. Убеждён: тренер и учитель — самые важные профессии.
Иван Фёдоров
Материал подготовлен в рамках проекта «АиФ-Приморья» «Спортивное Приморье»